В настоящее время для дальнейшего процветания нашей страны очень важно, чтобы человек получил не только качественное образование, но и максимально способствовал ее эффективному развитию. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы.
Перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.
В послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа.
И в этом плане патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей.
Воспитание гражданственности и патриотизма – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. В основе – формирование у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
По информации консультанта управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Татьяны Осмоловской между образовательным и военными ведомствами налажено хорошее взаимодействие по патриотическому воспитанию.
Так, Вооруженными Силами ежегодно оказывается содействие учреждениям общего среднего образования по совершенствованию учебно-материальной базы допризывной подготовки, осуществляется безвозмездная передача вещевого и военно-медицинского имущества, имущества радиационной, химической и биологической защиты, макетов инженерных боеприпасов, стрелкового оружия, топографических карт, оригинал-макетов плакатов по предметам боевой подготовки, электронных версий учебных пособий.
В 2023 году Министерство обороны на безвозмездной основе передало учреждениям общего среднего образования 32 макета АК-74, почти 4 тыс. противогазов, более 2,5 тыс. комплектов защитных костюмов, почти 4,1 тыс. учебных карт, около 2,1 тыс. экземпляров уставов, а также плащ-палатки, защитные шлемы, малые саперные и пехотные лопаты, котелки, фляги, санитарные и полевые сумки для сержантов, подсумки для гранат и магазинов.
Также Министерство образования закупило для школ 191 мультимедийный учебный тренажер – тир и оборудование для него. Совместно с силовыми ведомствами продолжается работа по вовлечению учащейся молодежи в военно-патриотические клубы. На 1 января в стране 54 клуба, в них состоят более 3 тыс. воспитанников. И эта работа продолжается – клубы создаются и при МВД, МЧС.
К тому же, в положения о кадетском училище и суворовском училище внесены изменения, предусматривающие возможность льготного поступления воспитанников таких клубов на специальности военного профиля.
Для формирования у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества проведены республиканские акции и мероприятия военно-патриотического характера. В июне 2023 года на базе 38-й отдельной десантно-штурмовой бригады в Бресте проведен финал республиканских военно-патриотических игр «Зарничка» и «Зарница», участие в котором приняли 140 октябрят и пионеров из всех областей страны. На базе 72-го объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов впервые был проведен учебно-полевой сбор для 422 учащихся кадетских училищ и Минского суворовского военного училища. B Национальном образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» прошел республиканский фестиваль военно-патриотических лагерей и клубов «Нам есть чем гордиться, нам есть что защищать!».
Также во время летней оздоровительной кампании 2023 года во взаимодействии с воинскими частями и силовыми ведомствами функционировало 736 лагерей военно-патриотического профиля, в которых оздоровилось почти 27 тыс. детей. Из них на базе воинских частей функционировало 98 лагерей, в которых побывали почти 2,8 тыс. детей.
В учреждениях образования сложилась система работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся, в которой особая роль отведена руководителю по военно-патриотическому воспитанию.
В настоящее время в школах работают более 2,2 тыс. специалистов, из них 380 человек приняты на работу в этом учебном году. Среди работающих 85,2% – мужчины. За прошедший учебный год повышение квалификации прошли 598 специалистов.
Министерство обороны помогло в подборе квалифицированных кадров на эти должности. В прошлом году военными комиссариатами дополнительно подобран 751 кандидат на имеющиеся вакансии, из них назначены на должность 174 человека.
Важным аспектом формирования гражданственности и патриотизма у школьников является использование на уроках материалов уголовного дела по расследованию фактов геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
В 1 – 4-х классах на уроках литературного чтения учащиеся читают тексты о событиях Великой Отечественной войны, в список произведений для внеклассного чтения включены книги на военную тему, например, книга «Ніколі не забудзем».
При изучении учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» учащиеся 4-го класса узнают о событиях, произошедших в 1943 году в Хатыни, о немецком концлагере для детей в поселке Красный Берег.
Системно вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа, изучаются в 9-х и 11-х классах на уроках истории Беларуси. Исторические сведения дополняются изучением литературных произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны, на уроках по учебным предметам «Белорусская литература» и «Русская литература» в 5-11-х классах.
Таким образом, совместная работа Министерства образования, педагогов и силовых ведомств будет и дальше направлена на воспитание в сердцах юных граждан Беларуси любви к родной стране, готовности встать на защиту ее рубежей.