Сегодня на коллегии по вопросам дополнительного образования Министр образования Андрей Иванец напомнил задачу Главы государства, озвученную на Республиканском педагогическом совете 27 августа 2024 года, — искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций.
— В этом плане провели большую работу с регионами и коллегами из других республиканских органов государственного управления, — отметил Министр образования.
— Вынужден констатировать, что случаев бюрократической нагрузки немало. При всём том, что на местах отчитываются, как всё замечательно.
Андрей Иванец назвал главные пункты распоряжения Премьер-министра №321 от 2017 года. Так, в документе идёт речь об исключении привлечения педагогических работников к проверке печного оборудования, отопления и прочих мер противопожарной безопасности.
— Это не задача педагога, — уверен Министр образования. — Да, он должен быть небезразличен к нарушениям противопожарной безопасности и при обнаружении недостатков проинформировать РОЧС, но не давать заключение о соответствии. То же самое касается вопросов, связанных с санитарно-эпидемиологическим надзором. Если в семье, находящейся в социально опасном положении, родители не выполняют требования медиков, то не учитель должен проводить мониторинг исполнения, а медик.
Распоряжение также гласит, что у учреждения образования запрещено истребовать любыми способами задолженность за электроэнергию, водоснабжение, а тем более требовать от учителей проведения разъяснительной работы с родителями на предмет уплаты жилищно-коммунальных услуг.
— К тому издан приказ Министра образования, который запрещает давать любые поручения по электронной почте или в мессенджерах, не предусмотренные нормативными правовыми актами, — подчеркнул Андрей Иванец. — На сайте Министерства образования создана отдельная вкладка о несвойственных функциях для педагогов, здесь находятся все нормативные документы. К примеру, в новой редакции постановления Министерства образования №164 чётко прописан конкретный перечень документов, регламентированный для ведения отдельными категориями педагогов.
Так, педагог-психолог должен вести два журнала — индивидуальных консультаций и своей ежегодной работы, но на местах принимают решения вразрез с Министерством о ведении четырёх журналов.
— На каком основании? — спрашивает Министр. — Если мы выполняем поручение Президента о дебюрократизации — к чему эти журналы? То же самое касается фантастических журналов, которые вообще не имеют никакого отношения к воспитательной работе. Например, речь о мониторинге социальных сетей детей. Такой мониторинг, может, и должен проводиться, но без журналов.
Кроме того, необходимо искоренить отчёты о проведении различных мероприятий. Министерством образования определён план идеологической, воспитательной и социальной работы, который утверждается один раз в год. Никаких других планов быть не должно. Отчётность — два раза в год. А возможность отчитываться есть и без журналов. Можно и нужно позиционировать свою работу на сайтах, в телеграм-каналах учреждений образования.